«История Окружного дома офицеров: как спилили барельеф Сталина  и зачем сюда едут американцы»

  На информационном портале  Е1.ru 20 февраля 2016 года вышла статья «История Окружного дома офицеров: как спилили барельеф Сталина и зачем сюда едут американцы», которая была написана в ходе изучения архивных фото здания с дочерью архитектора ОДО  Валентиной Ваулиной.

   Представляем Вам эту статью, с переработкой на данное время:

     

    Здание Окружного дома офицеров в Екатеринбурге, которое в феврале 2020 года отпраздновало 79-летие, могло бы выглядеть совсем по-другому. В первоначальном варианте это  должно  было  быть  строгое  конструктивистское  здание — без помпезных колонн, лепнины    и трёхъярусной башни со шпилем. Об этом рассказала член Союза архитекторов Валентина Ваулина — дочь архитектора Владимира Емельянова, который проектировал ОДО.

     Нынешнее здание Окружного дома офицеров — долгострой Свердловска 40-х годов. Его возводили почти 10 лет и построили к февралю 1941 года. Планировалось, что это будет клуб Рабпроса — работников просвещения. Для этого в начале 30-х годов архитекторам Иосифу Робачевскому    и     Владимир     Емельянову     поручили     разработать   проект   здания    клуба   на пересечении улиц Первомайская и Луначарского.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Строительство клуба началось в 1932 году. Был выложен фундамент здания, частично возведена кирпичная кладка нижних этажей, но дальнейшие работы были приостановлены из-за прекращения финансирования объекта. Таким образом, здание клуба Рабпроса существовало только на бумаге и никогда в натуре, — рассказывает Валентина Ваулина.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

     Спустя пять лет незаконченную стройку решили передать военным — Уральскому военному округу для возведения Дома Красной Армии (ДКА). Свердловский окружной Дом Красной Армии (ДКА) функционировал в городе с 1919 года и постоянно менял свой адрес. Первоначально учреждение располагалось в кинотеатре «Колизей», затем в здании Городского общественного собрания (ныне Театральный институт), позднее ДКА переместился на территорию Ново-Тихвинского монастыря. Чтобы культурное учреждение больше не переезжало с места на место, незавершённое строительство клуба передали в распоряжение военных.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Среди архитекторов был проведён конкурс на перепланировку проекта клуба Рабпроса под здание Дома Красной Армии. В армейское здание нужно было внести идеологию, — продолжает Валентина Ваулина. — Конкурс выиграл мой отец, архитектор Владимир Емельянов, который с 1938 по 1939 годы и разрабатывал новый проект.

          Если здание клуба должны были построить в конструктивистском стиле, то при изменении проекта Дом Красной Армии рисовали уже в стиле неоклассицизма.

   У нас в городе не так много таких зданий, которые изначально строились в стиле конструктивизма, а потом перестраивались в сталинском ампире. Среди них: здания Горсовета (ныне здание мэрии) и гостиницы «Мадрид» на Уралмаше. Они вместе с Окружным домом офицеров отражают модные веяния в архитектуре того времени, — отмечает эксперт по архитектуре Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.

      Новое здание на старом фундаменте достроили за рекордно короткие сроки — за два года. Для ускорения стройки туда на работы свозили солдат из ближайших частей.

       Стройка шла трудно: не хватало специалистов-строителей, были сложности с материалами — например, гипсовую лепнину отливали не в мастерской, а прямо на строительной площадке в сложных условиях, — говорит Валентина Ваулина, ей тогда было шесть лет. — Папа очень поздно возвращался домой со стройки. Как архитектор он должен был всё контролировать, чтобы все дефекты исправлялись вовремя. Помню, приносил домой кусочки бархатной ткани разных цветов для того, чтобы выбрать отделку для интерьера. А бабушка мне потом из этих кусочков сшила одеяло для куколки.

    Стройку Дома Красной Армии планировали завершить к ноябрю 1940 года, но не успели. Торжественно двери ДКА открыли в следующем году — 8 февраля.

      Но даже после официального открытия Дом Красной Армии не сразу начал функционировать. Его так спешили открыть, что после 8 февраля ещё пришлось что-то доделывать, подчищать. Окончательно он открылся уже к 23 февраля, — рассказывает Ваулина.

      В 1944 году здание переименовали в Окружной дом офицеров.

    Новое здание состояло из двух частей: двухэтажного веерообразного здания с колоннами и прямоугольной трёхэтажной коробки с трёхъярусной башней. Она украшена гербом Советского Союза и композицией из знамён и снопов колосьев. Венчал башню шпиль с красной звездой, которая является аналогом кремлёвской. Её создавали по спецразрешению Совнаркома СССР на стекольном заводе Гусь-Хрустального.

   Фасад башни украшал барельеф Иосифа Сталина — он был на фронтоне, прямо под колоннадой. Но в 1963 году в Свердловск должен был приехать главный развенчатель культа личности отца народов Никита Хрущёв. Ожидалось, что он проедет мимо ОДО, поэтому на всякий случай барельеф закрыли ящиком из фанеры. Ящик провисел там до 90-х годов, пока барельеф окончательно не демонтировали ночью.

      Барельеф Иосифа Виссарионовича срезали в середине 90-х годов. Солдаты поднялись на люльке и за несколько часов спилили его. Кронштейн, на котором был укреплён барельеф, до сих пор видно.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     К 1959 году в Окружном доме офицеров был образован военно-исторический музей «Боевая слава Урала». Композиции стало тесно в стенах существующего здания, поэтому было решено возвести пристрой трёхэтажного здания, который появился в 1987 году.

        В 1968 году В.Емельянов работал над эскизами этого пристроя, но в итоге получилось не то, что он предлагал.  Он умер в 1969 году в возрасте 63 лет, поэтому военные уже сами решали, каким будет пристрой. 

       На месте, где возвели пристрой, до этого был дворик. Во дворике стояла деревянная эстрада в тени деревьев, всё это было обнесено решёткой, которой сейчас нет. И вот в этом дворе по вечерам проходили танцы, играл оркестр, — вспоминает офицер Вячеслав Жужгин. — Это место пользовалось большой популярностью.

       Сейчас все три этажа пристроя занимает военно-исторический музей. За полвека работы хранители музея собрали 16 тысяч экспонатов. Среди самых ярких и необычных: уменьшенная копия памятника рабочему и колхознице, охотничье ружьё Георгия Жукова, которое он привёз в 1945 году из Германии, обломки подлодки Курск и сбитого 1 мая 1960 года американского шпионского самолёта под управлением Пауэрса.

       

 

 

 

 

      Иностранцы, особенно американцы, которые приходят в наш музей, в первую очередь просят показать, где находятся обломки сбитого самолёта-разведчика. Эту витрину они не сразу находят, ведь она не выдаёт себя. Некоторые приходят только ради этой экспозиции.

         На концертной площадке Окружного дома офицеров выступала вся эстрадная элита Советского Союза. В 1941 году свои психологические опыты в Свердловске в Доме Красной Армии представил гипнотизёр Вольф Мессинг.

            Сегодня на сцене Окружного дома офицеров по-прежнему выступают артисты.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; архив Владимира Емельянова; Государственный архив Свердловской области; Елена ХУДЯКОВА; архив Военно-исторического музея ОДО, Музей истории Екатеринбурга, «Областная газета».

 

ФГБУ культуры и искусства «Дом офицеров Центрального военного округа» Минобороны Российской Федерации

 

620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 27