НЕКОНФЕРЕНЦИЯ

ФГБУ «Дом Офицеров Центрального военного округа»

Министерства Обороны Российской Федерации

г. Екатеринбург 

                                                               

             Организация мероприятия в формате Неконференции (Unconference).

 

     В  связи  с  переходом  учреждений  культуры  на  удаленный  режим работы возникла необходимость   в   изыскании   новых,  порой,  непривычных   форм   и   методов   взаимодействия и  работы с целевой аудиторией. В связи с этим Дом Офицеров Центрального военного округа организовал однодневные онлайн  - «сборы»  (в  режиме  видеоконференцсвязи)  с  руководителями  и  сотрудниками,  отвечающими   за организацию данной работы Домов офицеров ЦВО. С целью расширения и укрепления сотрудничества и обмена опытом работы в новом для работников культуры направлении, было принято решение провести данное мероприятие в необычном, оригинальном формате Неконференции (Unconference).

 

            Что такое «Неконференция»?

   Неконференция (или антиконференция) – это достаточно новый формат дискуссионного мероприятия, в котором участники сами определяют ход его работы. Исторически формат анти-конференции произошел от формата Open Space Technology. Впервые термин unconference был использован в анонсе конференции для XML-разработчиков в 1998 году. Когда Харрисон Оуэн придумал OST, он хотел ухватить суть перерывов между официальными блоками программы традиционных конференций, те самые разговоры, нетворкинг, живые дискуссии, которые обычно случаются за кофе-брейками, обедами и на афтепати. Неконференции сохраняют эту атмосферу, но менее регламентированы в поддерживающих правилах.

     Термин unconference обычно применяется с целью подчеркнуть отсутствие таких характерных для традиционных конференций свойств, как организационные взносы и рекламные презентации. Здесь нет ни докладов, ни бейджей, и даже спикеров и слушателей в обычном смысле слова. Все действие создается самими участниками. Отличительная черта этого формата в том, что ход событий и расписание мероприятия придумывается самими участниками, и любой человек может предложить свою собственную сессию. Несмотря на то, что формат и методология проведения подобных  событий  нигде  концептуально  не  описаны,  для  мероприятий в этом формате действуют 4 простых правила:

       1: Никаких презентаций;

     Почему? Потому что лучшие знания и лучший опыт — они прямо здесь, в комнате. Собирая очень качественную аудиторию, представителей профессионального сообщества, организаторы создают среду, в которой у всех одинаковый интерес и похожие цели, но разные способы их достижения. Для того, чтоб эти люди смогли найти точки соприкосновения, говорящие головы на сцене вовсе не обязательны, они излишни.

       2: Никакого PowerPoint;

  Точно так же, как не нужны специальные докладчики, излишни становятся и заранее подготовленные  слайды.  Организаторы  хотят, чтоб люди знакомились, встречались взглядами друг с другом, а не с экранами, чтоб у каждого была возможность высказаться. В формате предусмотрены трэк-лидеры, но их задача очень конкретная и отличается от классических спикеров: они    начинают    разговор,    задают    тон    дискуссии,    так   как   обладают   наибольшим   опытом в обсуждаемой теме. Они же ответственны за то, чтоб резюмировать дискуссию.

       3: Никаких бейджей;

     Казалось бы, чем нетворкингу помешали бейджи? :) Возможно, это как раз усиливает эффект «НЕ» — убрать  все  традиционные  атрибуты,  в  том  числе  и  бейджи.  Объясняется  это  так:  если  вы не  знаете  кого-то,  то  представьтесь  и  начните  разговор.  Нет  никакой  необходимости стоять, уставившись на грудь друг друга, пытаясь понять, стоит ли человек того, чтоб с ним начать разговаривать.

       4: Никакой рекламы;

     Активное продвижение товаров и услуг в течение мероприятия не приветствуется. Если и есть раздача каких-то подарков  или еще чего-то, то оно должно быть креативным и действительно нужным участникам. Любое втюхивание пресекается самими участниками.

      Цель неконференций — содействие обмену опытом и знаниями. Перед основным мероприятием все участники   обсуждают   свои   дальнейшие  действия  в  рамках  предложенной  темы  размышления  и взаимодействия. Здесь нет опции отменить или не принимать какую-то идею.

 

      Почему мы выбрали именно этот формат?

  • Чтобы сделать атмосферу более неформальной, а, следовательно, располагающей к общению;

  • Чтобы не испортить результаты традиционными нормами и знаниями, а сгенерировать новые идеи;

  • Чтобы избавиться от практики статус-кво и погрузиться во что-то неизведанное и незнакомое.

   На традиционной конференции повестка дня очень жесткая. Все должны следовать четкому регламенту. Это подавляет энергию группы и оставляет людей неудовлетворенными и чрезмерно контролируемыми.

      На   неконференции    аудитория    чувствует    себя    совсем    по-другому.   Энергия   накапливается и остается высокой. Программа мероприятия построена естественно, включает в себя сессии, которые логично следуют друг за другом в течение всего события.

    Неконференцию организовать не сложнее, чем традиционную конференцию. В некотором смысле даже проще, так как организаторам не нужно угадывать, чего хотят от нее участники — все темы, которые их волнуют, появляются сами собой.

     Необходимое время для подготовки и реализации данного проекта – около 10 рабочих дней. Хотя, при желании и оперативном общении, можно уложиться гораздо быстрее. Результатом неконференции   должна   стать   выработка  стратегий  и  знакомство  с  новыми  формами  работы.  В нашем случае - учреждений культуры.

       Как это происходило у нас?

       Этап подготовки мероприятия:

  • За три недели определили дату проведения, составили рассылку с предложением принять участие в неконференции и подать актуальные темы для обсуждения;

  • Методом анализа поступивших предложений определили 6 наиболее важных тем («Зачем?»- спросите Вы. Чуть ниже по тексту будет ответ).

  • Направили выбранные темы для подготовки методического материала (шпаргалки) и подготовили свои.

  • Провели мероприятие, по итогам сейчас делаем электронные сертификаты для направления участникам.

    В ходе подготовки мероприятия мы обнаружили, что неконференции немного пугают аудиторию, ведь это еще довольно неизученный формат. Но на наш взгляд, неконференции эффективнее для участников, чем другие, привычные форматы. К новому всегда нужно сначала немножко привыкнуть, чтобы оценить все достоинства и недостатки.

    Именно поэтому мы все-таки обозначили темы. Чтобы, так сказать, не пугать новизной. И даже при   таком   раскладе   кое-кто   из   коллег   высказал   свое   отношение   к   участию в мероприятии по принципу: «…не выдумывайте колесо». А мы и не пытались, надо сказать😊

   Видимо по старой памяти, наши коллеги привыкли внимательно слушать докладчика. И начать активно общаться на ту или иную актуальную тему не для каждого просто и легко. Большое количество эфирного времени ушло на то, чтобы «склонить» коллег к свободному общению, озвучиванию возникающих вопросов и предложению собственных, интересующих тем для обсуждения. Зато тогда, когда это получилось – беседа стала очень интересной и информативной. Нужно сказать, что, несмотря на вышеупомянутые трудности, мероприятие состоялось довольно успешно. Коллеги смогли пообщаться, обсудить множество вопросов, в том числе тех, которые вряд ли когда-то будут вынесены на повестку дня привычных протокольных мероприятий. Мы обязательно запланируем еще одну неконференцию и надеемся, что в следующий раз участников, вопросов для обсуждения и озвученных идей будет намного больше.

 

 

Ведущий методист

Дома Офицеров ЦВОЕ.А. Маковиченко